Ответ РОСПиК газете Коммерсант

В Российскую Гильдию пекарей и кондитеров обратился Алексей Полухин, корреспондент издания «КоммерсантЪ» с информацией, что «Многие регионы отказались от соглашения с Минсельхозом на предоставление субсидии на компенсацию затрат мукомолам» и вопросами, известно ли Гильдии об этом? В чем причина? Может ли это спровоцировать рост цен на хлеб? Эффективна ли мера поддержки для хлебопеков? Как эффективнее поддержать?

Ответ РОСПиК

Официальной информацией об отказах регионов от соглашения с Минсельхозом на предоставление субсидий производителям хлеба на компенсацию части затрат РОСПиК не располагает, однако  уже известно, что из 84 субъектов Российской федерации, 54 региона (а это более 50% от общего числа предприятий хлебопечения) уже заключили соглашение с Минсельхозом. В целом, это неплохой показатель.

РОСПиК проанализировала Распоряжение Правительства РФ  от 22 января 2021 г. № 102-р, и обращает внимание на следующее:

-  сумма субсидии, выделенная на  осуществление компенсации предприятиям хлебопечения части затрат на реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий в целом по России составляет около 0,22% от объема продаж хлеба и хлебобулочных изделий.

- в списке регионов отсутствует г. Москва;

- средний размер субсидии составляет  115 тысяч рублей на одно предприятие в год;

- в трех регионах размер субсидии превышает 1 млн. руб. на одно предприятие в год (Республика Дагестан – 3,17 млн. руб., Чеченская Республика – 3,0 млн. руб., город Севастополь – 1,3 млн. руб.);

- в 11 регионах размер субсидии составляет менее 60 тысяч рублей на предприятие в год (Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Калмыкия, Республика Саха-Якутия, Удмуртская Республика, Приморский край, Магаданская область, Сахалинская область, Ульяновская область, Еврейская АО, Ненецкий АО). Анализ сведен в таблицу распределения иных межбюджетных трансфертов по регионам (прилагается).

 

Таким образом, меры по выделению предприятиям хлебопечения денежных средств на компенсацию части затрат можно назвать малоэффективными. Получение субсидии ограничивает пекаря  в вопросах ценообразования и лишает хлебопекарный рынок механизма саморегулирования спроса и предложения, согласования интересов покупателя и производителей.

Примером эффективной поддержки должна стать реализация распоряжения Правительства Российской Федерации №208-р от 30.01.2021 года «Об обеспечении продовольственной безопасности, стимулирования предпринимательской активности и самозанятости граждан, расширения возможностей сбыта продукции отечественных производителей товаров, увеличения доходов и роста благосостояния граждан в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

РОСПиК считает, что развитие нестационарной и малоформатной торговли  хлебом (автолавки, ларьки, ярмарки и т.д.) положительно скажется на развитии конкуренции и стабилизации цен на хлеб и хлебобулочные изделия. Пекари смогут самостоятельно устанавливать отпускные и розничные цены, более гибко реагировать на изменение спроса, изменяя ассортимент в зависимости от предпочтений, территориальной особенности и уровня доходов населения.

Развитие сегмента нестационарной и мобильной торговли хлебом затрагивает не только густонаселенные города, но в большей степени населенные пункты с низкой плотностью населения.

Мобильная и малоформатная торговля откроет широкие возможности для всех участников рынка:

- для производителей хлеба и хлебобулочных изделий – реализация хлеба через нестационарные торговые объекты и объекты для развозной торговли минуя крупные сети будет способствовать снижению расходов, расширению рынка сбыта и увеличению объема выручки.

- для покупателей – создаст удобство и улучшит территориальную доступность хлеба по приемлемой цене по сравнению со стационарными магазинами.

- для региональных и муниципальных органов власти  - возможность создания новых рабочих мест; обеспечения населения продуктами первой необходимости, в том числе хлебом; осуществления торговли в современных, красиво оформленных, соответствующих актуальным экологическим и санитарным нормам торговых точках.

РОСПиК внимательно следит за развитием ситуации в каждом регионе, касающейся нестационарной и малоформатной торговли (автолавок, ларьков, ярмарок и т.д.), взаимодействует с субъектами хлебопечения и органами государственной власти, с целью выявления «узких мест» и решения возникающих вопросов.

 

Пресс-служба РОСПиК

19.02.2021

У вас появились вопросы? Задайте их на нашем сайте!

Задать вопрос онлайн